А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери": цитаты главных героев пьесы

Смоктуновский и Глебов на съемочной площадке. "Моцарт и Сальери", 1961 год
(На фото: Смоктуновский и Глебов на съемочной площадке. "Моцарт и Сальери", 1961 год)

Пьеса «Моцарт и Сальери» создана Пушкиным в 1830 году и является частью цикла «Маленькие трагедии». Пушкин вдохновился одним из мифов о внезапной и загадочной кончине композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Действие разворачивается вокруг двух великих композиторов XVIII века — Моцарта и Сальери. Они считаются друзьями и коллегами, часто видятся и обсуждают собственные творения. Но их дружба вмиг разрушается, когда один вознамеривается отравить другого.

Цитаты главных героев

«Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма» Сальери

 

— Так рассуждает Сальери в одиночестве. Ему кажется, что правда действительно утратила в мире свое значение, что абсолютно его не удивляет. Он сравнивает свое понимание со знанием гаммы, подчеркивая, что эта истина непоколебима и ясна ему, подобно тому, как для него ясны ноты.

«Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля, Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери» Сальери

— Сальери замечает это в разговоре со своим коллегой Моцартом, который попросил старого слепого скрипача сыграть одну из своих работ. Сальери злится из-за того, что скрипач своей ужасной игрой испортил прекрасную мелодию, но всех его бестолковые попытки только веселят. Он считает, что такие люди способны запятнать шедевры искусства.

Моцарт и Сальери слушают старого скрипача. Народный художник СССР, советский и российский график В.А. Фаворский, 1961 г.
(Моцарт и Сальери слушают старого скрипача. Народный художник СССР, советский и российский график В.А. Фаворский, 1961 г.)

«Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя» Сальери

 — Восклицает Сальери, когда Моцарт заканчивает играть мелодию, сочиненную им прошлой ночью. Он поражен тем, как Моцарт относится к гениальному творению, небрежно отзываясь о нем, как о «безделице». По мнению Сальери, тот сам не осознает, насколько велик его талант.

«Теперь — пора! заветный дар любви, Переходи сегодня в чашу дружбы» Сальери

— Второй продолжительный монолог Сальери оканчивается этим роковым решением. Он решается отравить Моцарта и выбирает для этого яд, что ему подарила любимая, с которой они давно расстались. Яд композитор хранил 18 лет, но в конце концов он приходит к выводу, что обязан отравить друга.

«А Бонаротти? Или это сказка Тупой, бессмысленной толпы — и не был Убийцею создатель Ватикана?» Сальери

 — Сальери, оставшись один, вспоминает известный миф о Микеланджело Буонарроти. По легенде, художник убил мужчину, позировавшего ему, чтобы более реалистично изобразить умирающего Христа. Сальери опирается на его опыт, стараясь доказать себе, что гениальный человек способен на недобродетельные поступки. Но в какой-то момент он начинает задумываться о том, что и эта история – всего лишь глупая сплетня о великом художнике.

«Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит» Моцарт

— Рассказывая Сальери о странном заказчике, Моцарт со страхом замечает, что в последнее время страдает паранойей. Ему начинает казаться, будто пришедший к нему пугающий гость преследует его везде и следит за ним даже во время разговора двух композиторов.

«А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?» Моцарт

 — Моцарт обсуждает с Сальери слухи о том, что знаменитый драматург Бомарше отравил кого-то. В своих рассуждениях Моцарт приходит к мысли, что это – всего лишь сплетни. И если человек – гениальный творец, то, следовательно, он не может поступить таким образом.

«Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни» Моцарт

 — Моцарт дает Сальери послушать оконченный им «Реквием». Увидев, что его глаза наполнились слезами, Моцарт думает, что Сальери плачет из-за услышанного произведения. С сожалением Моцарт отмечает, что настолько сильно прочувствовать искусство способны лишь единицы.

Сальери слушает «Реквием» Моцарта и плачет. Народный художник СССР, советский и российский график В.А. Фаворский, 1961 г.
(Сальери слушает «Реквием» Моцарта и плачет. Народный художник СССР, советский и российский график В.А. Фаворский, 1961 г.)

«Нас мало избранных, счастливцев праздных» Моцарт

— Композитор говорит так о музыкантах и творческих людях в целом. Для него талант – это счастливый дар, которым позволено обладать только особым, избранным судьбой людям.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.